Карданы, ШРУСы авто ваз НИВА ВАЗ21213 и ВАЗ-21214
1. Привод левого колеса.
2. Передний мост.
3. Привод правого колеса.
4. Передний карданный вал.
5. Коробка передач.
6. Двигатель.
7. Эластичная муфта промежуточного карданного вала.
8. Шарнир равных угловых скоростей промежуточного вала.
9. Раздаточная коробка.
10. Задний карданный вал.
11. Задний мост.
12. Скользящая вилка.
13. Пресс-масленка.
14. Обойма сальника.
15. Сальник.
16. Наконечник карданного вала.
17. Труба карданного вала.
18. Балансировочная пластина.
19. Вилка карданного шарнира.
20. Крестовина карданного вала.
21. Стопорное кольцо игольчатого подшипника.
22. Корпус игольчатого подшипника.
23. Фланец-вилка карданного шарнира.
24. Торцовая шайба.
25. Игольчатый подшипник.
26. Сальник игольчатого подшипника.
27. Сальник крестовины.
28. Корпус шарнира равных угловых скоростей.
29. Шарик.
30. Защитный чехол.
31. Защитный кожух чехла.
32. Сепаратор.
33. Болт крепления фланца эластичной муфты.
34. фланец эластичной муфты.
35. Балансировочная шайба.
36. Вкладыш эластичной муфты.
37. Резиновый элемент эластичной муфты.
38. Центрирующая втулка.
39. Хомуты.
40. Заглушка.
41. Грязеотражательное кольцо сальника.
42. Корпус наружного шарнира.
43. Стопорное кольцо.
44. Обойма наружного шарнира.
45. Упорное кольцо обоймы.
46. Защитный чехол наружного шарнира.
47. Защитный кожух чехла внутреннего шарнира.
48. Вал привода колеса.
49. Защитный чехол внутреннего шарнира.
50. Фиксатор.
51. Обойма внутреннего шарнира.
52. Корпус внутреннего шарнира.
I. Схема трансмиссии.
II. Привод передних колес.
Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к раздаточной коробке и от нее к валам главных передач ведущих мостов автомобиля.
Так как ведущие мосты автомобиля расположены ниже раздаточной коробки, то оси валов привода мостов раздаточной коробки располагаются по отношению к осям валов главных передач ведущих мостов под углом. Этот угол постоянно изменяется в связи с эластичным соединением ведущих мостов с кузовом. Изменяется не только угол, но и расстояние между раздаточной коробкой и ведущими мостами. Поэтому в устройстве карданной передачи предусмотрены элементы, которые обеспечивают передачу крутящего момента под постоянно изменяющимся углом и изменяющейся длине карданной передачи. К этим элементам относятся карданные шарниры и шлицевое соединение.
Карданная передача состоит из промежуточного (поз. 7, 8), переднего 4 и заднего 10 карданных валов. В конструкции промежуточного вала применены эластичная муфта и шарнир равных угловых скоростей. Эластичная муфта снижает шум и вибрации вала и раздаточной коробки. Муфта выполнена из шести резиновых элементов 37, между которыми расположены металлические вкладыши 35, к которым привулканизированы резиновые элементы. Вкладыши имеют отверстия для болтов 33, соединяющих эластичную муфту с фланцем вторичного вала коробки передач и с фланцем 34 эластичной муфты. Под гайками болтов крепления расположены шайбы 36 для балансировки промежуточного карданного вала. Эластичная муфта центрируется на фланцах шестью выступами вкладышей 35, из которых три заходят в пазы фланца вторичного вала коробки передач, а остальные в пазы фланца 34 эластичной муфты.
Соосность вторичного вала коробки передач и промежуточного карданного вала обеспечивается центрирующим кольцом 38, напрессованным на конец вторичного вала коробки передачи центрирующей втулкой, запрессованной во фланец 34.
Шарнир равных угловых скоростей промежуточного вала состоит из обоймы, насаженной на шлицы фланца 34 эластичной муфты, сепаратора 32, в отверстиях которого расположены шесть шариков, и корпуса 28 внутри которого проточено шесть радиусных пазов Шарики 29. располагаясь в пазах корпуса и обоймы шарнирно соединяют их между собой. Полость шарнира заполнена смазкой и герметизируется резиновым чехлом 30, который вместе с защитным кожухом 31 крепится хомутом 39 к корпусу шарнира, а дуги концом к хвостовику фланца 34. С торца полость шарнира закрывается заглушкой 40.
Передний и задний карданные валы конструктивно выполнены одинаково. Каждый вал изготовлен из тонкостенной стальной трубы, к одному концу которой приварена вилка 19 карданного шарнира, а к другому шлицевой наконечник 16. На шлицах наконечника расположена скользящая вилка 12. Смазка в шлицевое соединение нагнетается через прессмасленку 13 и удерживается резиновым сальником 15, который расположен в стальной обойме 14. Обойма после поджатий сальника осевой нагрузкой на 0.3 0,5 мм обжимается по проточке вилки 12.
Карданный шарнир состоит из двух вилок, соединенных между собой крестовиной. Шипы крестовины 20 расположены в отверстиях вилок и на них надеты корпуса игольчатых подшипников 25. Для удержания смазки в игольчатых подшипниках и предотвращения попадания в них грязи и воды каждый подшипник крестовины уплотнен двумя сальниками 26 и 27 с торцевой шайбой 24. Игольчатый подшипник фиксируется в отверстии вилки стопорным кольцом 21. Для смазки игольчатых подшипников в каждую крестовину ввертывается прессмасленка 13.
При балансировке переднего и заднего карданных валов к их трубам привариваются балансировочные пластины 18.
Передние колеса получают привод от переднего ведущего моста через карданную передачу с шарнирами равных угловых скоростей.
В связи со смещением корпуса редуктора переднего моста влево от продольной оси автомобиля, левый и правый приводы передних колес отличаются размерами.
Привод каждого колеса состоит из наружного и внутреннего шарниров и вала 48.
В корпусе 42 наружного шарнира расположены обойма 44 и сепаратор 32 с шариками 29. Корпус наружного шарнира имеет наконечник, на поверхности которого проточены два пояска и нарезаны шлицы и резьба. На шлицах наконечника крепится ступица переднего колеса Центрирование ступицы обеспечивается внутренним посадочным пояском наконечника и конусной втулкой, которая расположена на наружном посадочном пояске и поджата гайкой к конической поверхности ступицы. Для фиксирования гайки на конце наконечника корпуса шарнире имеются два паза. На поясок корпуса шарнира напрессовано кольцо сальника. Между этим кольцом и буртиков корпуса шарнира зажато грязеотражательное кольцо 41.
Внутри корпус 42 полый, в нем проточено шесть па зов, в которых размещены шарики 29. Все шарики расположены в отверстиях сепаратора 32. Из шести отверстий сепаратора два противолежащих имеют более удлиненную форму, что обеспечивает определенную последовательность разборки и сборки шарнира.
Шарики сепаратора шарнирно соединяют между собой корпус 42 наружного шарнира и обойму 44, жестко посаженную на вал 48. Обойма 44 имеет шесть пазов для размещения шариков и внутреннее шлицевое отверстие. Она устанавливается на шлицах вала 48 и фиксируется от осевого смещения двумя кольцами 43 и 45. Наружное кольцо 43 в сжатом состоянии свободно проходит через шлицевое отверстие обоймы 44, что позволяет соединять и разъединять наружный шарнир и вал 48. Детали наружного шарнира защищены от грязи и влаги резиновым чехлом 46, который закреплен на валу и на корпусе шарнира хомутами 39. От возможного повреждения чехол предохраняется пластмассовым кожухом 47, который закреплен на валу 48 вместе с резиновым защитным чехлом 46 хомутом.
Внутренний шарнир по своей конструкции незначительно отличается от наружного. Полуось корпуса 52 соединяется через шлицы с полуосевой шестерней переднего моста. Перемещение обоймы и сепаратора с шариками в корпусе шарнира ограничивается фиксатором 50. Обойма внутреннего шарнира фиксируется на валу упорным 45 и стопорным 43 кольцами. Внутренняя полость шарнира защищена резиновым защитным чехлом 49, который закреплен на корпусе шарнира и на валу 48 хомутами 39. На поясок корпуса шарнира напрессовано грязеотражательное кольцо.